Описание программы дополнительного образования
"Вокальный ансамбль" в современном ключе
Андриянова Екатерина Александровна,
педагог дополнительного образования,
учитель музыки ГБОУ лицей 265
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Новое дополнительное образование, разворачивающееся в нашей стране, предлагает принципиально иные подходы: во-первых, ученика не нужно куда-то «направлять» и «включать»; во-вторых, базовой формой является не кружок, а образовательная программа, предполагающая разнообразие деятельности. Работая над созданием или корректировкой образовательной программы, необходимо руководствоваться методическими рекомендациями и помнить, что это нормативно-управленческий документ, который направлет деятельность педагога и воспитанников, выступает как средство контроля за работой учреждения в целом. Новые веяния в дополнительном образовании требуют от педагогов идти в ногу со временем, умея сохранять лучший опыт прошлого. Понимание того, как занятия влияют на разные аспекты жизни ребенка, дает возможность правильно выстроить программу и успешно зарекомендовать себя, как грамотного специалиста, а главное, помочь обучающемуся за счет личного роста достичь жизненных успехов в дальнейшем. Современная образовательная программа предполагает наличие новизны методики преподавания, технологий в проведении занятия, формах диагностики и прочего. Эффективная программа должна отвечать потребностям современных детей и их родителей, быть ориентированной на решение актуальных проблем ребенка, соответствовать социальному заказу общества и стратегии развития воспитания в Российской Федерации.
На примере описания новизны и актуальности образовательной программы «Вокальный ансамбль» можно проследить новые тенденции в дополнительном образовании.
Программа "Вокальный ансамбль" построена на фундаментальных приоритетах современного образования. Вокальная практика способствует физическому, нравственному, духовному, ментальному, социальному, патриотичному, эстетическому развитию и воспитанию.
Онтогенез в процессе работы (оффлайн и онлайн), даже в масштабах одного занятия, затрагивает важные в современном обществе аспекты: равенство людей, где при этом каждый может выражать свою индивидуальность.
Освоение разнородного музыкального материала приводит к гармоничному взаимодействию в отрытых группах и позволяет попробовать примерить на себя всевозможные социальные роли.
Не будет лишним напомнить о большой практике применения музыкальной терапии, так что особенно полезны вокальные занятия гиперактивным детям, школьникам с дефицитом внимания или ребятам с некоторыми нарушениями речи.
Эффективная интеграция смежных сфер деятельности и актуальных технологий обеспечивает вовлечённое и осознанное обучение - творческий путь, где труд приводит к успеху, обогащению личности и самоопределению.
Отличительные особенности программы. В реализации используется модель смешанного обучения «Перевернутый класс». Это инновационный сценарий обучения. Его отличие от традиционного сценария заключается в том, что теоретический материал изучается самостоятельно до начала урока - дома (как правило, посредством информационных и коммуникационных технологий: видео-лекции, аудио-лекции, интерактивные материалы и т.п.), а высвобожденное время на уроке направлено на решение проблем, сотрудничество, взаимодействие с учениками, применение знаний и умений в новой ситуации, и на создание учениками нового учебного продукта. На занятиях дети с учителем уделяют время практике, поскольку вся теория уходит на дом. При этом теория доступна в любое время. Ее можно посмотреть онлайн, даже если ученик долго болеет или не смог быть на уроке.В системе дополнительного образования детей предусмотрено дистанционное обучение – способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между педагогом и обучающимися. Программа «Вокальный ансамбль» реализуется в группе «ВКонтакте», видеоконференциях «Zoom», электронную почту и приложение «WhatsApp».
При дистанционном обучении тема «Вокально – хоровая работа» осуществляется с помощью разработанных аудиозаписей с вокальными упражнениями.
Список литературы:
- Распоряжение Правительства Санкт-Петербурга от 14.06.2017 N 33-рп "Об утверждении Плана мероприятий по реализации в 2017-2020 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года"
- Распоряжение Правительства Санкт-Петербурга от 28.04.2018 N 24-рп "Об утверждении Плана мероприятий на 2018-2020 годы по реализации в Санкт-Петербурге Указа Президента Российской Федерации от 29.05.2017 N 240 "Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства"
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».